KollerArtHouse


концепция "KollerArtHouse"

"KollerArtHouse" - московская галерея, специализирующаяся на современном абстрактном искусстве.

Выставочные проекты галереи стартовали в 2010 году, юбилейном для абстрактного искусства, если за точку отсчета брать 1910 год, в котором В.Кандинский создал первую абстрактную композицию. Немного позднее вышла в свет его ставшая знаменитой книга "О духовном в искусстве", в которой были изложены основы и сформулировыны идеи о самостоятельном художественном направлении, которое не должно быть привязано к воспроизведению предметов.

Несмотря на универсальность языка, коим является абстрактное искусство, этот язык оказался практически непринятым и непонятым именно на его родине - России, где абстрактное искусство в течение долгого времени считалось сосредоточением "реакционно-формалистических влияний Запада". В результате сформировался своеобразный дефицит восприятия подобного искусства, но вместе с тем, возникла потребность в равноправном общении с ним, сформировалось желание увидеть в абстрактных произведениях не набор бессмысленных пятен и нагромождение линий и знаков, но красоту пластической игры, ее ритмов, понять их значение.

Продолжая творческое осмысление наследия основателей абстрактного искусства, подтверждая непрерывность культурных традиций, галерея в качестве своей основной задачи рассматривает популяризацию абстрактного искусства и намерена восполнить сформировавшийся дефицит его восприятия за счет реализации художественных проектов, позволяющих не только познакомиться с различными направлениями в абстрактном искусстве и еще раз осознать широчайший пласт культуры, объединенный этим понятием, но и переосмыслить происходящие процессы в изобразительном искусстве в наши дни.




В.Кандинский об абстракции

Произведение искусства состоит из двух элементов: внутреннего и внешнего.

Внутренний элемент, взятый отдельно, есть эмоция души художника, которая вызывает соответственную душевную вибрацию другого человека, воспринимателя.

В то время когда душа связана с телом, она обыкновенно может воспринимать всякую вибрацию только через посредство чувства, которое и является мостом от нематериального к материальному (художник) и от материального к нематериальному (зритель).

Эмоция --- Чувство --- Произведение --- Чувство --- Эмоция

Душевная вибрация художника должна поэтому, как средство выражения, найти материальную форму, способную быть воспринятой. Эта материальная форма и есть второй элемент, т.е. внешний элемент искусства.

Произведение искусства есть неразрывно, необходимо, неизбежно связанное сочетание внутреннего и внешнего элементов, т.е. содержания и формы.

В искусстве форма определяется неизменно содержанием. И только та форма правильна, которая выражает, материализует соответственно содержание. Всякие побочные соображения и среди них первое, а именно соответствие формы так называемой "природе", т.е. природе внешней, несущественны и вредны, так как они отвлекают от единственной задачи формы - воплощения содержания.

Форма есть материальное выражение абстрактного содержания. Поэтому качество художественного произведения может быть оценено вполне только автором его: только ему дано видеть, соответствует ли и насколько найденная им форма содержанию, повелительно требующему воплощения.

Большая или меньшая мера этого воплощения или соответствия и есть мерило его "красоты". Прекрасно то произведение, внешняя форма которого вполне соответствует внутреннему содержанию (что есть как бы вечно недоступный идеал). Таким образом, форма произведения определяется по существу его внутренней необходимостью.

Принцип внутренней необходимости есть единонеизменный закон искусства по существу.




этот Мир абстракции

По самой сути своей и по своей практике абстрактное искусство является отрицанием всех приобретений изобразительного искусства и особенно — его классики. Но классическое искусство уже пустило глубокие корни в сознании человеческих поколений. Вот почему теоретики абстрактного искусства обычно стремятся не просто отрицать его, но и истолковывать по-своему, и рассматривать его, так сказать, через очки абстракции. Даже те эстетики и искусствоведы, которые считают, что абстрактное искусство превзошло классическое искусство, что оно строится на противоположных классике принципах и является по своей сути антиклассическим,— даже они не в силах отрицать классическое искусство, его значение в художественном развитии человечества.

Абстракционизм – беспредметное, нефигуративное искусство – форма изобразительной деятельности, не ставящая своей целью имитацию или отображение визуально воспринимаемой реальности. Абстрактная живопись, графика, скульптура исключают ассоциации с узнаваемыми предметами. Истоки абстрактной живописи и время создания первой абстрактной картины не установлены. С уверенностью можно говорить только о том, что между 1910 и 1915 годами многие европейские художники пробовали себя в беспредметных, нефигуративных композициях (в живописи, рисунке, скульптуре). Среди них: Р.Делоне, М.Ф.Ларионов, Ф.Пикабиа, Ф.Купка, П.Клее, Ф.Марк, А.Г.Явленский, У.Бочиони, Ф.Маринетти и др. Самые оригинальные и известные – В.В.Кандинский, П.Мондриан, К.С.Малевич. «Изобретателем» абстракции обычно называют Кандинского, имея в виду его акварели 1910–1912 и его теоретические работы, которые объективно свидетельствуют о самодостаточности искусства, указывают на его способность своими собственными средствами создавать некую новую реальность. И в практике, и в теории Кандинский был наиболее решительным и последовательным из тех, кто в это время подошел к черте, отделяющей фигуративность от абстракции. Невыясненный вопрос о том, кто первым пересек эту черту, не имеет принципиального значения, так как в первые годы XX в. новейшие течения европейского искусства вплотную приблизились к этой границе, причем все указывало на то, что она будет опрокинута. Абстракция вопреки бытующим представлениям не является стилистической категорией. Эта специфическая форма изобразительного творчества распадается на несколько направлений. Геометрическая абстракция, лирическая абстракция, жестикуляционная абстракция, аналитическая абстракция и более частные течения, такие, как супрематизм, аранформель, нюажизм и т.д. Стили абстрактного искусства складываются из тех же стилеобразующих элементов, что и стили фигуративного. Об это свидетельствует, в частности, тот факт, что монохромная живопись – холст, закрашенный одним тоном, – находится в таком же нейтральном отношении к стилю, как абсолютно натуралистическое фигуративное изображение. Абстрактная живопись – это особый вид изобразительной деятельности, функции которой сравнивают с функциями музыки в аудиопространстве.

Явление абстракции как живописное направление не могло иметь долгой истории - оно вышло из других форм искусства, и в них же и ушло, растворившись в дизайне, архитектуре и иных видах художественного творчества. Междужанровость одна из ярких особенностей абстрактного искусства. Таким образом, все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что беспредметная живопись, при всей своей оригинальности, использовала издавна существовавший в мировом искусстве абстрактный прием, который в ХХ веке был переосмыслен и развит до значимости художественного метода в абстрактной живописи ХХ столетия. В нефигуративной живописи впервые были разработаны его основные принципы. Таким образом, основываясь на определении абстрактного метода как своеобразной «матрицы», были выявлены специфические особенности беспредметного произведения, среди которых: 1) Стремление «выразить невыразимое», в котором соединяются интуитивное восприятие реальности, состояние «над разумом», свобода самоощущения в мире и субъективная(экзистенциальная) компонента живописи. 2) Информационная насыщенность. В абстракционизме мы сталкиваемся с огромной информационной насыщенностью изображения, зачастую скрытой и так и не нашедшей адекватной формулировки в искусстве. 3)Соучастие, ориентация авторов на активное творческое участие воспринимающего в процессе создания художественного образа произведения. Одной из важных особенностей абстрактного искусства является 4) междужанровость, ибо абстрактный метод позволяет объединить различные виды и жанры искусства, обеспечивая их стилевое единство. В целом, абстрактную живопись можно представить как цвето-ритмическое образование, оформленное композиционно. Среди основных свойств абстрактной живописи цвет и ритм, и именно ритм особенно акцентируется и становится не только одной из особенностей беспредметного произведения, но более того - потребностью человека в ХХ веке, что отсылает к архаичным процессуальным практикам, когда культ и искусство были едины. Время в абстрактном произведении понимается как процесс творения и восприятия зрителем, а человек из наблюдателя становится креативным творческим центром самого процесса Творения.