участие в других проектах
art-book
"Путь"
Анатолий Кузнецов взял на себя нелёгкий и почетный труд – продолжить традицию нефигуративного искусства, которой славится Белоруссия.
Картины Анатолия Кузнецова – это летопись его переживаний и мыслей изо дня в день, из года в год. Сверхчувствительный медиум – Художник принимает сигналы из внешнего мира, а также из космоса своего сознания и подсознания; он находит для них точные пластические соответствия – краски, формы, линии. Дело зрителя – уметь прочесть эти письмена без слов – и далее – узнать в них отзвук (отображение) своих собственных немых слов и неназванных чувств. Сила этих произведений живописи – в радости единения двух душ – вашей и Художника.
Живопись Анатолия Кузнецова нельзя считать абстрактной в полном смысле, то есть отвлеченной от реальности. Художник внимает голосам музыки, всматривается в памятники искусства Древнего Египта, изучает философию Лао цзы, поэзию средневековой Японии, вдохновляется кинематографом Акиро Куросавы. Все эти бесценные реликвии человеческой истории Художник глубоко переживает в душе и воплощает в линиях и красках своих картин.
В 2004 году Анатолий Кузнецов посетил Египет. Архитектура и живопись Древнего Египта произвели столь глубокое впечатление на Художника, что, вернувшись из путешествия, он создал замечательный цикл картин, посвященных искусству Страны Пирамид.
2009 – 2010 годы Анатолий Кузнецов посвятил живописной интерпретации культуры Дальнего Востока. Он создаёт цикл полотен на темы искусства Акиро Куросавы, поэзии Мацуо Басё, затем сюиту по мотивам философии Дао дэ цзин.
Цикл картин «Белая сюита» включает в себя большое полотно
«Путь» (х.м. 150 х 340, 1999). Замысел картины и её композиция также созвучны идеям философии Лао цзы. Процесс бытия трактуется здесь как Путь – Дао, его предначало, начало, неторопливое движение по предначертанному пути к предустановленной цели – своему истоку.
Эта картина – запись событий жизни Художника, этапов восхождения его к Единому.
Однажды вступив на предназначенный для него путь, Художник уже не покидает его. В этом я вижу предопределение судьбы: Анатолий Кузнецов родился в Хабаровском крае, на берегу Тихого океана.
«И хотя я провел в этих местах только пять первых лет моей жизни, - говорит Художник, - земля, воздух и вода Дальнего Востока образовали основу, доминанту внутреннего естества». Глубокая мудрость Дао дэ цзин продолжает поддерживать и вдохновлять Анатолия Кузнецова. Художник находит всё новые и новые оттенки смысла в скрижалях этой вечной книги. Он открывает новые красoты в образах, метафорах, гиперболах и парадоксах древнего философа – и отображает их в светлых полотнах серии, посвященной Лао цзы. . Их нужно рассматривать долго, следить за движением руки Художника, читать в его мыслях, постигать его мудрость.
В работах 2011 – 2012 годов Анатолий Кузнецов продолжает разрабатывать тему «Путь». В нескольких больших полотнах из цикла « Эволюция внутреннего состояния», проходит единый композиционный приём – широкая плавная дуга от левого до правого края картины Это путь по Земле и по Жизни, долгий и неспешный. От левого до правого края картины мы встречаем множество разнообразных объектов, форм, пятен, штрихов…Этот путь бесконечно богат впечатлениями; он запомнится навсегда.
Разнообразие живописного ландшафта не нарушает его единства. Колорит объединяет тысячи деталей в полифоническую целостность.
Временами мотивы Художника приобретают лирическое звучание. Таковы «Мифологические пейзажи»: Казалось бы, мифологизм и лиризм несовместимы? – Я думаю, что они нераздельны, поскольку человек – микрокосм, в котором содержится весь мир, а стало быть, и способность к мифотворчеству. «Пейзажи» Анатолия Кузнецова разнообразны, как сама жизнь. В них есть покой и движение, свет и тьма, большие и малые формы, разнообразные по очертаниям.
«Творчество есть создание новой мощи из небывшей, до того не сущей. И всякий творческий акт по существу своему есть…создание новой
силы, а не изменение и перераспределение старой» (Н.Бердяев)
Эти слова сказаны как будто специально о творчестве Анатолия Кузнецова.
Профессор Белорусской Государственной Академии искусств - Л.Н.Миронова