Дневник Документы


Документа 14. День 1.


       Коллекция музея современного искусства Афин, представленная на одной из основных площадок Документы 14, с одной стороны, как визуальный праздник поражает убедительностью и высоким качеством работ, с другой, дает повод еще раз задуматься о важности контекста. Одно дело экспозиция в рамках важнейшей выставки современности, другое – постоянная экспозиция в столичном музее Греции - страны, которая вряд ли ассоциируется у среднестатистического человека с современным искусством. Еще один важный момент, который нужно отметить. Искусство может быть и политическим и социальным, можно заявлять и более категорично, как это стремится делать Документа 14, – вообще нет искусства вне политики, но прежде всего, искусство должно быть искусством и говорить, в том числе, о политических и социальных проблемах на своем собственном языке.

Vlassis Caniaris Оммаж стенам Афин 1941-19..

       Это одна из работ серии, созданной в 1959 году, отражающей намерение автора воссоздать образ и связанные с ним переживания оккупированных во время Второй Мировой Войны Афин. Переосмысляя фрагменты публичного дискурса вокруг темы сопротивления, освободительной борьбы и политической агитации, автор в процессе создания произведения использовал особый пластический прием - наносил на поверхность холста надписи с афинских стен, последовательно формируя матрицу из гипса, бумаги и одежды.

/фрагмент/

       Буква Е, которая читается на холсте может означать либо ЕАМ, аббревиатуру Национального освободительного фронта, наиболее последовательной группы, выступавшей против союза стран «оси» ( (Axis authorities) - нацистский блок или гитлеровская коалиция), либо EPON (United Panhellenic Organization of Youth) - ЭПОН – Единая Всегреческая Организация молодежи, боровшаяся против тройной германо-итало-болгарской оккупации, либо Ellas - Эллада.


Документа 14. День 2.

       Наглядной иллюстрацией основной цели выставки, определенной Адамом Шимчиком как попытки актуализировать проблемы географической идентичности и иммиграции, служит работа курдского художника Хивы К – составленные в 4 ряда 20 бетонных труб, каждая из которых жилище\убежище, некое ограниченное пространство наподобие квартиры в многоквартирном доме, порой «обставленное» либо в соответствии с предполагаемой функциональностью: спальня, туалет, кабинет и т.п., либо – с предпочтениями обитателей.

       Объект как памятник прошлому – времени, когда подобные трубы были самым надежным местом для ночлега беженцев из Ирака, одним из которых был сам Хива К, родившийся в Иракском Курдистане в 1975 году, ныне проживающий в Берлине. Не написав ни одной картины после отъезда из Ирака, Хива К, в прошлом художник, приверженец реалистичной живописи, ныне получил известность как перформер, организатор и участник акций, связанных с темой жертв вооруженных конфликтов на Ближнем Востоке, проблемами миграции и вынужденного переселения. Кураторы сходятся во мнении, что ценность его работ последних лет в том, что они не просто рассказывают о протесте, а рождаются внутри этого протеста. Хива К действует изнутри , напоминая нам о постоянной нестабильности нашего положения во времени и пространстве, даже в те моменты, когда мы из относительно благополучного настоящего оглядываемся назад на исходную точку нашего путешествия и куда возможно мы никогда не вернемся.

Светлана Коллерова