Дневник Документы
Документа 14. День 1.
Коллекция музея современного искусства Афин, представленная на одной из основных
площадок Документы 14, с одной стороны, как визуальный праздник поражает
убедительностью и высоким качеством работ, с другой, дает повод еще раз задуматься
о важности контекста. Одно дело экспозиция в рамках важнейшей выставки современности,
другое – постоянная экспозиция в столичном музее Греции - страны, которая вряд ли
ассоциируется у среднестатистического человека с современным искусством.
Еще один важный момент, который нужно отметить. Искусство может быть и политическим
и социальным, можно заявлять и более категорично, как это стремится делать Документа 14,
– вообще нет искусства вне политики, но прежде всего, искусство должно быть искусством
и говорить, в том числе, о политических и социальных проблемах на своем собственном языке.
Это одна из работ серии, созданной в 1959 году, отражающей намерение автора воссоздать образ
и связанные с ним переживания оккупированных во время Второй Мировой Войны Афин.
Переосмысляя фрагменты публичного дискурса вокруг темы сопротивления, освободительной
борьбы и политической агитации, автор в процессе создания произведения использовал
особый пластический прием - наносил на поверхность холста надписи с афинских стен,
последовательно формируя матрицу из гипса, бумаги и одежды.
Буква Е, которая читается
на холсте может означать либо ЕАМ, аббревиатуру Национального освободительного фронта,
наиболее последовательной группы, выступавшей против союза стран «оси» ( (Axis authorities)
- нацистский блок или гитлеровская коалиция), либо EPON (United Panhellenic Organization of Youth)
- ЭПОН – Единая Всегреческая Организация молодежи, боровшаяся против тройной
германо-итало-болгарской оккупации, либо Ellas - Эллада.
Документа 14. День 2.
Наглядной иллюстрацией основной цели выставки, определенной Адамом Шимчиком как попытки актуализировать проблемы географической идентичности и иммиграции, служит работа курдского художника Хивы К – составленные в 4 ряда 20 бетонных труб, каждая из которых жилище\убежище, некое ограниченное пространство наподобие квартиры в многоквартирном доме, порой «обставленное» либо в соответствии с предполагаемой функциональностью: спальня, туалет, кабинет и т.п., либо – с предпочтениями обитателей.
Объект как памятник прошлому – времени, когда подобные
трубы были самым надежным местом для ночлега беженцев из Ирака, одним из которых был сам Хива К,
родившийся в Иракском Курдистане в 1975 году, ныне проживающий в Берлине. Не написав ни одной
картины после отъезда из Ирака, Хива К, в прошлом художник, приверженец реалистичной живописи,
ныне получил известность как перформер, организатор и участник акций, связанных с темой жертв
вооруженных конфликтов на Ближнем Востоке, проблемами миграции и вынужденного переселения.
Кураторы сходятся во мнении, что ценность его работ последних лет в том, что они не просто
рассказывают о протесте, а рождаются внутри этого протеста. Хива К действует изнутри ,
напоминая нам о постоянной нестабильности нашего положения во времени и пространстве, даже в те
моменты, когда мы из относительно благополучного настоящего оглядываемся назад на исходную
точку нашего путешествия и куда возможно мы никогда не вернемся.
Светлана Коллерова